|
|
СЮРРЕАЛИЗММакс Эрнст
Джорджо де Кирико
Поль Дельво
Пауль Клее
Хуан Миро
Рене Магритт
Андре Массон
Матта
Мерет Оппенгейм
Ив Танги
Сальвадор Дали
Сюрреализм считается одним из самых ярких направлений в искусстве. В начале ХХ века Андре Бретон, который на волне прогресса (а технический прогресс лишь следствие прогресса сознания, его освобождение от существующих правил, что часто называют полетом фантазии) увидел и понял, что начала высвобождаться творческая энергия у людей занимающихся искусством (и сам он естественно не был исключением). Ему пришла идея сконцентрироваться на "бессознательном", заинтересовать этим окружающих, найти и объединить единомышленников. Тем более что к этому были и предпосылки в обществе. Это, к тому времени, и публикации своих трудов "отца" психоанализа Зигмунда Фрейда, и творческая группа визуального искусства Дада. Если посмотреть на историю развития человека, то виден очень любопытный факт: свои первые рисунки пещерный человек делал не с натуры, а из своего воображения. Для этого "древний художник" входил в транс, освобождал свое подсознание и делал свои нетленные произведения. Этот факт доказан научно лишь в начале ХХI века, которому предшествовали очень долгие и кропотливые исследования. То есть, можно сказать, что сюрреализм, это то, с чего начал свое творчество человек. И в последствии сюрреализм никуда не делся, его проявления сопровождают всю историю человечества. На это указывал и Андре Бретон, ссылаясь на конкретные исторические личности. СЮРРЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИХудожники сюрреалисты, стоявшие у истоков формирования сюрреализма, как стиля и направления в искусстве: Сюрреализм - стиль в изобразительном искусстве и литературе. Зародился в Париже в период Первой мировой войны. Сюрреалисты стремились, уничтожив логику и границы между реальностью и фантазией, создать новый прекрасный мир, построенный на свободной игре ассоциаций и образов из подсознания. Однако картины сюрреалистов нельзя назвать абстрактными - для них характерны интерес к пространству, материи и к деталям, прописанным с фотографической точностью. В современном мире искусство сюрреализма актуально, как никогда прежде. НОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАЧто такое сюрреализм? В поисках определения Андре Бретон в своем первом "Манифесте сюрреализма", опубликованном В 1924 году, апеллирует к лексике энциклопедических статей: "СЮРРЕАЛИЗМ, существительное. Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне всяких каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. (Филос. терм.) Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремиться бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни. Акты абсолютного сюрреализма совершили гг. Арагон, Барон, Бретон, Буафар, Витрак, Дельтой, Деснос, Жерар, Каррив, Кревель, Лимбур, Малкин, Мориз, Навилль, Нолль, Пере, Пикон, Супо, Элюар". КРИТИКА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯПомимо истории происхождения самого слова - сюрреализм, можно выявить еще два события, которые сыграли значительную роль в зарождении сюрреалистического движения. Художники, собравшиеся в Париже в начале 1920-х годов, разделяли глубокое разочарование в материалистической культуре буржуазного общества. Сопротивляться такому обществу, поддавшемуся вырождению, могло лишь революционное антиискусство. Против устаревших идей, и тем кто им был верен, уже совершали свои анархические акции дадаисты. Сюрреалисты разделяли взгляды дада, но их отличала лучшая организация и боль-шая адекватность окружающей реальности. Андре Бретон, лидер, объединивший всех, на протяжении последующих двух десятилетий собирая под знамя сюрреализма свои войска, будет координировать всю деятельность движения, предусматривая каждый шаг, способный повлиять и изменить ситуацию. Сюрреализм не только объединит изобразительные искусства и литературу, но и так же, какбыло указано в первом "Манифесте сюрреализма", "решит все главные проблемы жизни". Он затронет все грани существования и привнесет социальные и психологические перемены в общество. СЮРРЕАЛИЗМ И ЖИВОПИСЬДжорджо де Кирико, которого Бретон в " Манифесте сюрреализма" 1924г. описал несколько двусмысленно, подчеркнув, что он "столь долгое время вызывал восхищение", стал первым художником, привлекшим внимание Бретона, когда сюрреалисты включили в круг своих интересов помимо поэзии и литературы еще и живопись. В 1925г. Бретон начинает публикацию книги "Сюрреализм и живопись" об истории современной живописи в журнале "Сюрреалистическая революция". В поисках связей между современным искусством и сюрреализмом Бретон "натыкается" на живопись де Кирико, и таким образом ранние работы художника появляются на страницах журнала сюрреалистов. Однако Бретон скоро разочаровался в де Кирико, стоило ему отойти от "метафизической живописи". До того же, как де Кирико лишился милости "отца сюрреализма", вернувшись к натуралистическим штудиям, он был с энтузиазмом принят Бретоном на "борт его корабля". В работах де Кирико Бретон видел воплощение главного принципа сюрреализма в его живописной интерпретации: сознательный отказ от реальности. СЮРРЕАЛИСТЫ И ХУДОЖНИКИС 1920г. вокруг сюрреалистов в Париже начинает формироваться круг живо-писцев. Макс Эрнст, который организовывал и принимал участие во многих акциях дадаистов в Кельне, в 1921г. выставляет свои коллажи в Галери о Сан Парей. В трактате от 1936г. "За пределами живописи" он описывает эти работы как "чудо полной трансформации живых существ и объектов с изменениями или без их анатомической и физической формы". В этих словах отражена удивительная и мистическая (в сюрреалистическом понимании этого слова) природа картин Макса Эрнста. В том же году он возобновляет знакомство с известным ему еще по Кельну поэтом Полем Эллюаром, и надо заметить, эта дружба продлится не один год. Эллюар приобрел серию ранних работ Макса Эрнста и заказал ему фрески для своего дома в Обонне, ставшие важным этапом в творчестве художника. РАНДЕВУ С ДРУЗЬЯМИ"Рандеву с друзьями"- первый групповой портрет сюрреалистов, созданный Максом Эрнстом в 1922г. демонстрирует тесные отношения между писателями и художниками. Наряду с самим Максом Эрнстом здесь представлены: Ханс Арп и де Кирико. К компании сюрреалистов присоединился и Федор Достоевский, упоминаемый в первом "Манифесте сюрреализма" "ПАРАНОИДАЛЬНО - КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД" САЛЬВАДОРА ДАЛИНаряду с Альберто Джакометти и Рене Магриттом Сальвадор Дали стал одним из тех художников, кто определил лицо сюрреализма в 30 годы ХХ века. Его "параноидально - критический метод" вел к новым возможностям в развитии искусства, к неожиданным результатам. Как указывал Бретон, "непрерывная трансформация объекта под воздействием параноидального взгляда позволяет увидеть каждый образ окружающего мира в новом ключе, как нечто непостоянное и мимолетное, что может нарушить спокойствие, передав другим реальность своего видения". СЮРРЕАЛИЗМ - ДИКТАТУРА МЫСЛИ ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ КОНТРОЛЯ?С переходом сюрреализма ко второй декаде своего существования, Батай как бы подвел итоги всех самых важных аспектов сюрреализма и его проявления в визуальных искусствах. При сравнении сюрреализма с другими художественными течениями начала ХХ века становится ясно, что сюрреализм - это прежде всего попытка выйти за общепринятые рамки визуального образа. |
|||||||||||||||
КОНТАКТЫ | НА ГЛАВНУЮ | © Константин Шаханов, 2006 |